Текстовая версия выпуска
Всем привет. С вами снова Матвей, вы слушаете очередную «Автоманию», которая выходит при поддержке портала Auto.ru. Раз уж я в последнее время так серьезно взялся за отечественный автопром, то я решил продолжить.
Покатавшись на Приоре, я понял, что не могу оставить в стороне довольно похожий автомобиль нового класса от ВАЗа – это Лада Калина. Возможно, многие заинтригованы названием передачи, думают, причем здесь треск и грохот. Объяснение этой темы я бы хотел оставить на самый конец передачи для самых терпеливых. Кроме того, я хотел бы пояснить, почему «LADA Kalina» написано латинскими буквами, а «Лада Приора» была написана русскими. Дело в том, что АвтоВАЗ с 2004 года употребляет названия торговой марки в латинском написании, однако, правительство России во всех своих законодательных актах пишет название автомобиля на русском языке, так что я считаю, что в данный момент оба написания являются правильными. Тем не менее, я решил придерживаться написания автомобильного завода, хотя это немного бьет по глазам.
Давайте приступим. Семейство Лады Калины относится к классу B, то есть к малому классу, так как длина хэтчбека составляет всего 3850 миллиметров, то есть 15 сантиметров не хватает до 4-ех метров, где проходит условная граница между B и C классами. С другой стороны, седан и универсал можно формально отнести к C-классу, то есть к компактным автомобилям, потому что их длина составляет 4040 миллиметров. Производство седанов началось в 2004 году. В середине 2006 года начали выпускать Калину в кузове хэтчбек. В середине 2007 года у Калины появился новый 16-клапанный двигатель объемом 1.4 литра. До этого был только 8-клапанный двигатель. Также в автомобиле появился ABS. В то же время была выпущена Калина в кузове Универсал. На данный момент для Калины доступно 2 мотора: старый мотор 1,6 8-клапанный, который имеет мощность 81 лошадиную силу, в ее технических параметрах указано, что расход в смешанном цикле составляет 7,8 литра на 100 километров и более современный 16-клапанный мотор, который развивает 89 лошадиных сил, то есть на 8 лошадиных сил больше, чем 1,6 8-клапанный, при этом он имеет меньший расход: указывается 7 литров на 100 километров. В 2008 году появилась версия Лада Калина Спорт, на нее установлен Приоровский мотор. Это известный вам по моему прошлому рассказу о Приоре мотор 1.6 16-клапанновый, который развивает 98 лошадиных сил и имеет расход 7,8 литра на 100 километров. Все 3 кузова очень похожи друг на друга, и цена на них очень близка: стоят они от 260 до 340 тысяч рублей. Калина Спорт, которая выпускается только в кузове хэтчбек, стоит от 340 до 370 тысяч рублей.
Как показывают различные отчеты, автомобиль пришелся по духу нашим согражданам. Так по данным комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского бизнеса за 2009 года семейство Лады Калины заняло 4 место в рейтинге самых продаваемых автомобилей на территории Российской Федерации. В 2009 было реализовано чуть более 60000 машин. Давайте попробуем вместе разобраться в секрете популярности этого автомобиля, кроме, очевидно, низкой цены на фоне конкурентов. Мне на тест достался автомобиль в кузове Универсал, но автомобили настолько похожи по техническим характеристикам, что, рассказав об Универсале, я фактически расскажу обо всём модельном ряде. В сущности, автомобили отличаются только задней частью кузова, даже колесная база у всех трех автомобилей одинакова. Универсал кажется немного больше седана, что является визуальным обманом. По длине машины идентичны, а хэтчбек на 19 сантиметров короче.
За счет практически вертикальной задней двери доступ к багажнику по сравнению с седаном стал гораздо удобнее. Такой автомобиль сможет принять достаточно габаритную баклажку, не смотря на то, что его объем до полки меньше, чем у седана. До полки объем багажника Универсала составляет 350 литров, объем багажника у седана 400 литров, а у хэтчбека 235. С другой стороны, я всегда не очень понимаю, почему производитель не указывает объем багажника до крыши, ведь зачастую люди, покупающие универсал, рассчитывают именно на большую погрузку. Это люди, которые покупают практичный рабочий автомобиль, которые, возможно, будут возить в нем большие коробки, не ограничиваясь высотой багажника до остекления или до полки. К сожалению, такой информации никогда не дается, обычно дается информации до линии остекления. Если сложить заднее сиденье, которое, к слову, складывается в отношении 1:3 и 2:3, то можно добиться практически ровной погрузочной площадки. При этом объем багажника до линии остекления вырастет до 650 литров.
Складывать сиденья довольно удобно: вы нажимаете на кнопочки, но, к сожалению, производителю пришлось отказаться от задних подголовников. С учетом того, что сзади даже для среднего пассажира предусмотрен достаточно удобный трехточечный ремень, мне отказ от подголовников и такая экономия на безопасности кажется довольно сомнительной. Это притом, что автомобиль хоть кое-как, но соответствует современным нормам безопасности, так его можно заказать с двумя подушками для водителя и переднего пассажира. Кроме того, такой автомобиль будет укомплектован преднатяжителями ремней. Я ездил на автомобиле в комплектации Люкс, который был оборудован климатической системой, у которой я заметил довольно странную особенность: климат мог поддерживать заданную температуру не ниже 22 градусов. Если я выставлял температуру ниже 22 градусов, то он сразу превращался в простой кондиционер и замораживал весь салон. Посадка в машине мне показалась довольно удобной, видимо, во многом благодаря удобным чешским креслам. Я бы сказал, что рабочее место водителя выстроено достаточно грамотно: основные регуляторы средней консоли выведены вверх, а нижняя ее часть уступлена вниз.
С другой стороны, то тут, то там можно было обнаружить неровности подгонки элементов, вообще весь биодизайн из начала 90-х вместе с серым дешевым и неприятным на ощупь пластиком оставляет достаточно грустное впечатление. Приятно, что на автомобиле не было никаких скрипов при езде. Автомобиль, конечно, был новым, не знаю, что будет с ним по прошествии некоторого промежутка времени. Во всяком случае, это уже неплохой показатель для Ваза, когда автомобиль с конвейера сразу не начинает скрипеть. Как и на всех других современных вазовских моделях, больше всего меня раздражала коробка передач. Я уж не говорю о том, что для того, чтобы включить пятую передачу надо тянуться в район коленей соседа, но и обороты двигателя можно понимать через некоторое время, совершенно не смотря на тахометр, а просто по вибрации ручки коробки передач.
Порадовала подвеска автомобиля. Во-первых, 160 миллиметров дорожного просвета позволяют сходу брать многие кочки, рытвины и заезжать на многие бордюры. Ходовая Калина, на мой взгляд, очень хорошо справляется с плохой дорогой. За то время, пока я катался на Калине, порой по довольно разбитой дороге, у меня не было и намека на пробой подвески. Глядя на автомобиль, высоту крыши и довольно короткую базу, я ожидал при движении ощутить довольно сильную поперечную раскачку. Как ни странно, ничего подобного замечено не было. В подвеске Калины совмещается умеренная жесткость и отличная энергоемкость. Эта подвеска практически одинакова для всех кузовов. Разница лишь в том, что у универсала несколько усилены задние пружины. Некоторый дискомфорт в движении можно почувствовать лишь на скоростях за 120 километров в час. Это, скорее, проблема рулевого управления. Вообще рулевое управление оставило двоякое впечатление: его достаточно удобно и приятно крутить на парковке, даже не смотря на очень несовременные 4,2 оборота от края до края. С другой стороны, когда разгоняешься, выходишь на трассу, преодолеваешь 60-100 километров, и усилие на руле никак не изменяется, и нет никакой обратной связи, управлять автомобилем становится не так приятно. Точно такое же управление демонстрировала Лада Приора, что неудивительно, потому что механизм электроусилителя тот же.
Как и на Приоре, тестовый автомобиль в комплектации Люкс смог похвастать системой тормозов фирмы Bosch. В Калине интеграция прошла довольно успешна: срабатывание ABS прогнозируемо, замедление хорошее, информативность педалей находится на уровне. В целом, Калина, как это ни странно, произвела на меня даже лучшее впечатление, чем Лада Приора, хотя автомобили имеют много общих компонентов и технически очень похожи друг на друга. Во-первых, мне понравилось более удобное сидение. Во-вторых, здесь при переключении на четные передачи моя рука не билась о подлокотник. В-третьих, мне больше понравилась настройка подвески на Калине.
В целом, хотел бы сказать, что как Лада Приора, так и Лада Калина за свою цену являются не такими уж и плохими автомобилями. Наверное, главной их проблемой является крайне низкая культура сборки, то есть, вы можете в зависимости от партии получить автомобиль совершенно разного качества, с совершенно непрогнозируемыми поломками прямо с конвейера. После покупки вам придется иметь дело с автосервисами, которые имеют очень низкую культуру обслуживания. Если бы не эти недостатки, можно было бы простить современным вазовским автомобилям их относительную простоту и техническую отсталость, ведь за них просят немного денег. Думаю, что первым делом вазовцам надо разобраться с качеством выходящей продукции, потому что сейчас автомобили типа Калины и Приоры могли бы продаваться лучше, если бы они не попали в очень странное положение. С одной стороны, они стоят дешево по сравнению с иностранными аналогами. С другой стороны, достаточно дорого для того качества, которое ожидают люди, знающие продукцию Автоваза. Они ожидают какую-то пятерку, которую придется постоянно чинить, за нее им уже жалко 300-400 тысяч рублей, хотя, конечно, Калины или Приоры – совершенно другие автомобили.
Судя по отзывам на форумах, при удачном стечении обстоятельств, автомобиль может доставлять не больше проблем, чем Renault Logan. Именно в этом стечении обстоятельств и есть вся проблема. К сожалению, приходится играть в своеобразную лотерею, покупая вазовский автомобиль, и думать, не потратишь ли ты 300 тысяч на автомобиль, который был создан мастером в плохом настроении или после «вчерашней попойки». К 2012 году Ваз готовит серьезное обновление комплектации и внешний рестайлинг для всего семейства Калины.
В заключение, хотел бы сказать вам пару интересных фактов, которые я вычитал в интернете. Во-первых, в 2009 году Лада Калина стала в Германии 3-ей по продаваемости среди иностранных автомобилей. Это отчасти было связано с введением компенсации за утилизацию старых автомобилей. Наша программа является копией европейской программы. Сама европейская программа немного отличается: в частности в Германии за утилизацию старого автомобиля давали купон на 2500 евро, а также людей никак не ограничивали в выборе автомобиля. Я даже не уверен, что давали купон, возможно, давали наличные деньги. Человек, сдав на утилизацию старый хлам, мог спокойно пойти и купить Ладу Калину, которая в Германии стоит около 10 тысяч евро. Он мог купить ее за 7,5, учитывая, что это довольно близко к двухмесячной зарплате среднего класса, вы понимаете, откуда такой интерес к российскому автомобилю. В принципе, за очень небольшие деньги человек получал вполне приемлемый автомобиль. Теперь объясню вам о заглавии статьи про грохот и треск. Всё дело в том, что в переводе с финского языка «Калина» обозначает что-то вроде треска, грохота, дребезжания, стука, поэтому на финском рынке она продается как Лада 119. Ну что тут можно сказать? Наверное, финны раньше относились к нам с некоторым подозрением, может, сейчас они станут относиться к нам чуть лучше, поскольку увидят, что и у нас есть некоторая доля самоиронии. На этом я завершаю передачу. Желаю, чтобы ваш автомобиль не дребезжал. Напомню, что Автомания выходит при поддержке портала Auto.ru.
программы остановлено