Текстовая версия выпуска
И снова здравствуйте, дорогие друзья. С вами очередной выпуск Автомании и ее ведущий Матвей. Я заметил в комментариях к моему подкасту довольно живой интерес слушателей к отечественному автопрому и, в частности, две последние передачи были посвящены Джиппам отечественного и полуотечественного производства – это Chevrolet Niva и УАЗ Патриот. Я решил немного развить эту тему, может, даже завершить ее. Сегодня я рассмотрю еще один автомобиль российского производства. Это будет тоже джип, бывшая классическая Нива. Сейчас этот автомобиль называется Lada 4*4, так как права на бренд Niva Ваз уступил концерну GM. Забегая вперед, скажу, что в следующей передаче я также для объективности рассмотрю еще один джип российского производства, но уже от УАЗа. Так получится, что у нас будет 2 джипа от ВАЗа и 2 джипа от УАЗа – всё будет поровну. Посмотрим, кто из них победит.
Почему я решился рассмотреть старую добрую Ниву, а теперь Ладу 4*4? Не смотря на то, что она выглядит по-прежнему, кое-какие изменения действительно происходят. Может, они не такие значительные и явно видимые как при появлении того же Уаза Патриота, но они есть. Может, они даже более правильные. Черт с внешней оболочкой, может, стоит постепенно улучшать сам автомобиль, его насыщение. Может лучше получится? Сейчас посмотрим, что у меня получилось и что я узнал из знакомства с модернизированной Нивой. Закончила она модернизацию, и показали ее в первый раз журналистам весной этого года.
Сначала поговорим немного о внешности. Внешность практически не изменилась. Мимо модернизированной машины можно легко пройти и не заметить отличия. Из внешних отличий можно выделить более крупные подфарники, которые на Ниве являются надфарниками и более крупные и удобные зеркала. Раньше зеркала на Ниве были на тонкой классической ножке. Чтобы пошевелить, надо было высовывать руку из окна. Теперь они более удобные.
Сейчас немного расскажу об истории Нивы. Нива – машина образца 1977 года, она носила индекс ВАЗ 2121, у нее был двигатель 1.6, на нее устанавливались по российской традиции унифицированные фонари, приборы и передние кресла от шестерки. Довольно серьезная модернизация состоялась 15 лет назад, когда появилась Нива 21213 с двигателем 1.7. У нее появились новые задняя дверь и фонари, уже 8-рочные панель приборов и передние сидения. В 2001 году у мотора появился распределенный впрыск. Так появился практически нынешний ВАЗ 21214. Надо сказать, что в 2006 году Ниву собирались снимать с производства, но спрос не падал, потому что 5-дверная Нива (Chevy Niva) была куда дороже. Соответственно, Ладу 4*4 оставили. По тогдашним планам ее было решено оставить как минимум на 6 лет жизни и продолжать поставлять в Европу до 2011 года. После 2011 года это будет невозможно, поскольку тот кузов, который имеет Лада 4*4, никаким образом не может попадать под требования, которые вступят в 2011 году в Европе– требования о безопасности пешеходов. Сейчас мы имеем автомобиль, который называется по заводской модификации ВАЗ 21214м, то есть модифицированный. Как всегда, немного по-совковому, по-военному. Ну и ладно. Всё равно все ее называют Нивой.
Что главное появилось в этой модифицированной Ниве? Главное новшество – подвеска. В теории ее геометрию сделали по образу и подобию Chevy Niva, амортизаторы заменили на более длиноходные. На практике это привело к тому, что управляемость абсолютно преобразилась. Если вы катались на прежней Ниве и помните ее характер, то знаете, что эта машина валкая, галопирующая, она испытывает классическое козление при попадании на неровности, абсолютная непредсказуемая в быстрых поворотах машина. Так вот, м-ка – совсем другой автомобиль. Он уже проходит повороты не хуже, чем та же Chevy Niva. В автомобиле появилось чувство руля, которое ранее Ниве было неведомо. Надо сказать, что мне удалось прокатиться на модернизированной Ниве по довольно разбитой, ухабистой проселочной дороге с ниоткуда возникающими ямами и выбоинами. На практике все изменения привели к тому, что средняя комфортная скорость возросла километров на 20-30. В новой машине можно довольно спокойно ехать по проселочной дороге 60-80 километров в час, не сбавляя скорость ни при каких ухабах. В машине пропали привычные клевки носом, нет никакой раскачки, пробоев подвески. В целом, на проселочной дороге машиной стало управлять гораздо комфортнее. То же самое можно сказать и об обычной дороге. На асфальтовой трассе заметно выросла комфортная скорость. Теперь совершенно необязательно судорожно подруливать, цепляться в руль, стала ощутимо выше курсовая устойчивость автомобиля, чувствительность к колеям, наоборот, снизилась.
К сожалению, в автомобиле не стало тише. Ниваводы будут чувствовать себя в своей тарелке, потому что по-прежнему воет «раздатка», гудит «печка». Ближе к 100 километрам начинают петь воздушные потоки, обтекая кузов. Километрам к 100 довольно громко надрывается мотор, потому что мощнее он, как вы понимаете, не стал.
В трансмиссии практически всё по-прежнему: отдельная раздаточная коробка на двух опорах, источник, знакомый всем, кто ездил на Ниве, вибрации. Первая, правда, несильно ощутимая волна резонанса накатывает при скорости 90 километров в час. Вторая, боле сильная и заметная по трясущемуся в салоне зеркалу, приходит при 130 километрах в час. Хотя, надо, конечно, отметить, что стало немного лучше. По заявлениям ВАЗ-овских конструкторов они приложили свою руку и к этим агрегатам. Чтобы хоть как-то снизить вибрацию и изменить резонансные частоты, вазовцы повернули вилки крестовин карданных валов по шлицам на один "зуб". Сами карданные валы теперь делают на новом оборудовании. По заявлению производителей их дисбаланс снижен как минимум на 20%. Всё это я вычитал, конечно же, из пресс-релизов. Некоторая разница действительно есть, стало чуть полегче, хотя до идеала, конечно, еще далеко. По заявлению тех же вазовцев, сцепление теперь не будет слабым звеном. На автомобиле установлен узел производства фирмы Valeo от Chevy Niva. Сцепление увеличено с 200 до 215 миллиметров в диаметре, поставлен более эффективный рабочий цилиндр. Всё это вместе помогло снизить усилия на педали на 40%, а ресурс сцепления увеличился до 120 тысяч километров. Прежнее редко служило больше, чем 40 тысяч километров пробега.
Двигатель на автомобиле остался практически без изменения, хотя сейчас он укладывается в евро 4, в будущем будет укладываться в евро 5. Мотор, надо сказать, сертифицировали на бензине с октановым числом 95, но он, конечно же, без проблем потребляет и 92. У водяного насоса поставлены новые сальники, топливный фильтр переехал из моторного отсека под днище. Жаль, что перенос генератора повыше, как на Chevy Niva, посчитали лишней тратой денег. На модернизированный автомобиль установлены усиленные амортизаторы задней подвески, которые должны быть эффективнее старых на 30-40%. Продольные тяги сведены в продольные оси под углом 11 градусов и лучше сопротивляются эффекту подруливания заднего моста. Кронштейны тяг теперь приварены к кузову, а не крепятся шпильками. Всё это способствует более уверенному поведению автомобиля на любом покрытии. В теории это должно способствовать гораздо более длительному сроку эксплуатации всех узлов. Лучше также стали тормоза. Теперь они оборудованы Калиновским 9-дюймовым вакуумным усилителем и главным тормозным цилиндром. Педаль теперь на 30% легче. Я сразу поясню, что все проценты не эмпирически почувствованы мной, а взяты из выводов вазовских инженеров. Я привожу их, как есть. Оставим эти числа на их совести. Тем не менее, практически всё, что описано в теории, подтвердилось на практике. Я почувствовал улучшения. Так вот, педаль стала легче на 30%, на 15% скорокоходнее. На практике можно сказать, что информативнее. На автомобиль установлены новые колодки ТИИР-240. На практике они лучше работают при интенсивных торможениях. На новых автомобилях стоит комбинация приборов с электронным спидометром, часами, вольтметром и забортным термометром. Панель встала под довольно большим углом, она очень сильно бликует и отражает ступицы руля, что, конечно, не очень хорошо. К тому же на ней не нашлось места контрольной лампе включенной блокировки межосевого дифференциала. Она переехала в периферийную зону, на центральные консоли. Конечно же, лучше бы сюда подошла приборная панель от Chevy Niva, но по словам конструкторов она не вписалась в бюджет переделки автомобиля. Бюджет этой модернизации составил 150 миллионов рублей. Для сравнения на Приору потратили 150 миллионов евро. Надо сказать, что основной задумкой этой модернизации было максимальное дешевое для покупателя улучшение всех возможных качеств автомобиля. В нее старались вложить очень мало и получить максимально большую отдачу. Лично по моим субъективным ощущениям отдача достаточно велика. С другой стороны, по заявлениям производителя такие малые вложения позволят увеличить отпускную цену автомобиля максимум на 8 тысяч. То есть мы получаем автомобиль практически по той же цене. Я напомню, что 4*4 сейчас продается по цене около 280 тысяч рублей. Теперь она обладает гораздо лучшими потребительскими свойствами. Конечно, она не дотягивает до иностранных автомобилей, но ей это и не нужно. Это автомобиль для жителей периферии или для городских любителей рыбалки или охоты. В своем роде это очень хороший, бескомпромиссный и практически не имеющий конкурентов автомобиль за свою цену. Единственным конкурентом ему может стать классический УАЗик 469, который сейчас возрождается на Ульяновском заводе. Тот же Хантер уже на 100 тысяч дороже. На данный момент отпускная цена М выросла по сравнению с предыдущим немодернизированным автомобилем всего на 4600 рублей. Это связано с тем, что внедрены не все изменения. Например, в течение полугода на автомобиле появится полностью новая обивка салона, изготовленная методом инжекционного литья из полипропилена вместо формовки из пластика. Связано это с тем, что прежнего поставщика подкосил кризис, а новый еще не набрал обороты. Также в автомобиле должны появиться новые задние сиденья с раздельным складыванием подушки и спинки, более удобными кнопочными фиксаторами и 2 креплениями Isofix для детских сидений. Кое-чего у Нивы не появится, а, конечно же, хотелось бы, чтобы у нее появилась антиблокировочная система, возможно, усиленная структура кузова для большей пассивной безопасности, подушки безопасности или хотя бы преднатяжители ремней.
С другой стороны, можно порадоваться за то, что вазовцы выбрали правильный вектор модернизации автомобиля. Они не стали навешивать на старую машину очередной пластиковый обвес, добавлять что-то вроде китайского парктроника. Они улучшили главное — подвеску, трансмиссию и тормоза. За это им надо сказать «Спасибо».
Теперь хотел пару слов сказать об интересных особенностях, выявленных мной в автомобиле. Например, груз в багажнике стоит размещать строго до полки багажника, иначе эта полка приподнимется и может сломать корпус дополнительного стоп-сигнала. Меня немного удивила конструкция крепления катушек задних ремней безопасности. Они приделаны на длинных, вибрирующих при скорости лентах. Сейчас на автомобиль устанавливаются зеркала польского Fiat 125. Надо сказать, что это временное решение на ближайшие полгода. Новые зеркала будут регулируемы изнутри.
Что можно сказать в заключении? Некоторые слушатели, комментируя мою передачу про УАЗ Хантер отмечали то, что я не совсем правильно отношусь к этому автомобилю, что я не понимаю тех людей, для которых на первом месте стоит охота, рыбалка, тех, кто живет в провинции, ведь им не нужен дорогой Land Cruiser или другой автомобиль, а нужен просто честный внедорожник. Так вот я хотел сказать: если вам нужен честный внедорожник, почему бы не купить классический УАЗ или Хантер, на крайний случай, либо ту же Ниву. Зачем переплачивать за непонятные навороты, пластик неясного качества, который установлен на тот же Патриот, который к тому же и ломается? На этом всё. Я советую вам присмотреться к этому автомобилю, поизучать техническую информацию о нем. Это действительно довольно интересная и неплохая работа, действительно неплохая модернизация, одна из самых успешных и затратооправданных модернизаций советско-российских автомобилей за последнее время. Я с вами прощаюсь. Напомню, что спонсором данной передачи является портал Auto.ru. Всем до свидания.